Важно!

Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Федеральным законом от 31.07.2023 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 217.3 «Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)».
Уголовная ответственность по ч. 1 ст. 217.3 УК РФ наступает за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), совершенное лицом после его неоднократного привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние, если это нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (свыше 1 миллиона рублей), за исключением случаев, предусмотренных статьями 217.1 и 263.1 УК РФ.
Максимальное наказание за совершение преступления – 3 года лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Уголовная ответственность по ч. 2 ст. 217.3 УК РФ предусмотрена за совершение аналогичного деяния, повлекшего по неосторожности смерть человека. Назначается наказание до 5 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
В случае совершения аналогичного деяния, повлекшего смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 217.3 УК РФ) наказание составит до 7 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Согласно примечанию к ст. 217.3 УК РФ под неоднократным привлечением лица к административной ответственности за аналогичное деяние понимается привлечение лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 или ч. 2 ст. 20.35 КоАП РФ (нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и объектов (территорий) религиозных организаций), два и более раза в течение ста восьмидесяти дней.
Изменения вступили в законную силу 01.07.2024.
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних во время учебного процесса.
В соответствии со ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на образовательные организации возлагается ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних во время учебного процесса, к которому относятся не только уроки, но и перемены, занятия в кружках, секциях, спортивные соревнования.
Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности за все то время пребывания в организации, когда ребенок находится под надзором образовательного учреждения.
При создании условий для охраны здоровья обучающихся, образовательная организация должна обеспечивать текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся, расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статьей 1073 ГК РФ предусмотрено, если малолетнему причинен вред в период, когда он временно находился под надзором образовательной, медицинской или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществляющего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.
В случае увечья или иного вреда здоровью несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет (малолетнего) и не имеющего заработка, лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья (п. 1 ст. 1087 ГК РФ).
В случае травмирования несовершеннолетнего в период нахождения в образовательной организации, последняя несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции. Помимо административной или уголовной ответственности должностных лиц, образовательное учреждение в случае получения воспитанником травм, может быть обязано возместить вред, причиненный жизни или здоровью ребенка, и выплатить компенсацию морального вреда.
Информационная безопасность детей согласно Федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Таким образом, образовательные организации в рамках своей работы должны обеспечивать, в том числе, информационную безопасность обучающихся.
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Будет запрещена продажа энергетиков несовершеннолетним.
Федеральным законом от 08.08.2024 № 304-ФЗ «О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним и о внесении изменения в статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» с 1 марта 2025 года устанавливается запрет продажи безалкогольных тонизирующих (в том числе энергетических) напитков несовершеннолетним на всей территории Российской Федерации.
Под тонизирующими напитками понимаются безалкогольные и слабоалкогольные напитки, содержащие тонизирующие вещества (компоненты), в том числе растительного происхождения, в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека, за исключением чая, кофе и напитков на их основе.
В случае возникновения у продавца сомнения в достижении покупателем безалкогольных энергетиков совершеннолетия продавец вправе потребовать у покупателя документ, позволяющий установить его возраст.
Устанавливается обязанность продавца отказать покупателю в продаже таких напитков, если имеются сомнения в достижении покупателем совершеннолетия и документ, позволяющий установить его возраст, не был представлен.
Субъекты Российской Федерации смогут установить ограничения времени и мест продажи таких напитков.
Контроль за соблюдением требований будет осуществлять исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических), без проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий.
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в занятие преступной деятельностью .
Подростки поддаются влиянию со стороны старших лиц из своего окружения, такое влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер. Несовершеннолетний может стать орудием осуществления преступных планов взрослых, средством материального обогащения, приманкой для занимающихся попрошайничеством. В итоге он морально деградирует, ухудшается его психическое и физическое здоровье, нарушается нормальное духовно-нравственное развитие.
Под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления следует понимать действия совершеннолетнего лица, направленные на возбуждение у подростка желания совершить преступление или антиобщественные действия. Действия взрослого лица могут выражаться в форме обещаний, обмана, угрозы и иных действий.
К иному способу вовлечения могут быть отнесены, в частности, предложение совершить преступление путем разжигания у несовершеннолетнего чувства мести и других низменных возбуждений, дача совета о месте и способе совершения преступных действий или сокрытия преступления, обещание оказать содействие в реализации похищенного, уговоры, лесть, подкуп, убеждение в безнаказанности.
Кроме того, способом вовлечения может являться формирование чувства превосходства над окружающими, либо, напротив, подчеркивание умственной или физической неполноценности подростка по отношению к лицу, в отношении которого планируется совершение преступления.
К уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления могут быть привлечены лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста и совершившие преступление умышленно.
Законодателем разграничена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в занятие преступной деятельностью в зависимости от условий и конкретных обстоятельств совершенного деяния.
Так, за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 150 УК РФ, предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы.
То же деяние, совершенное родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч.2 ст. 150 УК РФ).
За вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления с применением насилия или с угрозой его применения предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от двух до семи лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового (ч. 3 ст. 150 УК РФ).
Вовлечение несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, повлечет наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового (ч. 4 ст. 150 УК РФ).
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Управление транспортным средством несовершеннолетним.
Право управления транспортными средствами определенной категории возникает у несовершеннолетних, достигших шестнадцатилетнего возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами категории «М» (мопеды и легкие квадроциклы) и подкатегории «А1» (мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт) предоставляется лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста.
Получение водительского удостоверения для управления указанными видами транспортных средств не требуется.
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Мошенничество в сфере IT-технологий
Тенденция развития информационных технологий в последнее время влечет повсеместное их вовлечение во многие сферы общественных отношений, что сказывается не только на удобстве для добросовестных пользователей, но и служит почвой для противоправной деятельности, выражающейся в незаконном обогащении, дискредитации граждан и государственных органов, распространении запрещенной информации, в том числе, идей экстремизма и терроризма.
Как в целом по стране, так и на территории Оренбургской области отмечается ежегодный рост таких преступлений, к которым также относятся хищения денежных средств с банковских счетов физических и юридических лиц, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Большинство рассматриваемых преступлений совершается с применением методов «социальной инженерии», то есть доступа к информации с помощью телекоммуникационных сетей (сотовой связи, ресурсов сети Интернет). Данная преступная технология основана на использовании слабостей человеческого фактора и является достаточно эффективной.
К примеру, преступник может позвонить человеку, являющемуся пользователем банковской карты (под видом сотрудника службы поддержки или службы безопасности банка), и выяснить конфиденциальные данные банковской карты, сославшись на необходимость решения проблемы при работе в компьютерной системе или с банковским счетом, дезинформируя о его блокировке либо попытке совершения противоправных действий со стороны третьих лиц.
Также преступники зачастую представляются близкими родственниками (знакомыми) потерпевших, просят о передаче или перечислении электронным платежом определенной суммы денежных средств для разрешения сложившейся в их жизни неблагоприятной ситуации. Например, в связи с необходимостью освобождения их от уголовной ответственности, разрешению в пользу близкого человека якобы виновного в ДТП, при этом нередко такие лица сами выдают себя за сотрудников правоохранительных органов.
Также имеют место и так называемые дистанционные формы хищения, совершаемые путем размещения на сайтах по продажам в сети Интернет заведомо ложных предложений о продаже товаров за денежное вознаграждение, которое в дальнейшем перечисляется на банковский счет виновного лица без фактической передачи приобретаемого товара либо предоставлении несоизмеримых по стоимости предметов.
Кроме того, нередко денежные средства неправомерно списываются со счетов потерпевших, когда в руки преступников попадают их мобильные телефоны с установленными на них банковскими сервисами или банковские карты: похитителями совершаются покупки путем оплаты товаров бесконтактным способом, при наличии пароля доступа - деньги снимаются в банкоматах.
Кроме того, в последнее время распространение получил так называемый «фишинг» - один из методов «социальной инженерии», направленный на получение конфиденциальной информации, при котором злоумышленник посылает потерпевшему «e-mail», подделанный под официальное письмо - от банка или платежной системы - требующее «проверки» определенной информации, или совершения определенных действий. Это письмо как правило содержит ссылку на фальшивую веб-страницу, имитирующую официальную, с корпоративным логотипом и содержимым, и содержащую форму, требующую ввести необходимую для преступников информацию - от домашнего адреса до пин-кода банковской карты.
Социальная инженерия используется также для распространения троянских коней: эксплуатируется любопытство, либо алчность объекта атаки. Злоумышленник направляет «e-mail», sms-сообщение или сообщение в мессенджере, во вложении которого содержится, например, важное обновление антивируса. Также это может быть выгодное предложение о покупке со скидкой или сообщение о фиктивном выигрыше с приложенной ссылкой при переходе по которой на устройство пользователя скачивается вредоносная программа. После чего преступник получает удаленное управление и возможность осуществления перечисления денежных средств со счета привязанной к абонентскому номеру банковской карты.
Такая техника остается эффективной, поскольку многие пользователи, не раздумывая кликают по любым вложениям или гиперссылкам. Особенно это актуально в связи с глобальной цифровизацией общества, которая затрагивает и социально уязвимые слои населения, например, пожилых людей, испытывающих сложности при освоении современной техники, а также страдающих излишней доверчивостью.
За совершение таких деяний, в зависимости от способа совершения преступлений, предусмотрена уголовная ответственность по ст. ст. 158, 159, 159.3, 159.6 УК РФ.
В случае, если Вы стали жертвой указанных выше мошенников необходимо обратиться в ближайший отдел полиции.
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: «О противодействии терроризму».
Основным нормативным правовым актом, регулирующим правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, является Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Терроризм это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами власти, международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Террористическая деятельность включает в себя:
- организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
- подстрекательство к террористическому акту;
- организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, участие в такой структуре;
- вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
- информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
- пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Террористическим актом является совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
К иным действиям относятся:
– устройство аварий на объектах жизнеобеспечения;
– разрушение транспортных коммуникаций;
– заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания;
– распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию;
– радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности;
– вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов;
– захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений.
В целях предотвращения и воспрепятствования совершения террористического акта необходимы мероприятия по антитеррористической защищенности объекта (территории), которая обеспечивается путем:
- проведения организационных мероприятий, в том числе обучений, тренировок, определения должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность, взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальными органами МВД РФ, МЧС РФ и Росгвардии по месту нахождения объекта;
- обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
- проведения комплекса мероприятий, направленных на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы совершения террористических актов на объектах (территориях);
- осуществления мероприятий по защите служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории);
- проведения мероприятий по выявлению и предотвращению несанкционированного проноса (провоза) и применения на объектах (территориях) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов.
- инженерно-технического оборудования объектов (территорий) и обеспечения контроля за наличием, работоспособностью техническим обслуживанием инженерно-технических средств охраны объектов (территорий).
К средствам инженерно-технической укрепленности относятся инженерные средства и сооружения для ограждения периметра, зон и отдельных участков территории, мест прохода и проезда на нее; стены, перекрытия и перегородки зданий сооружений и помещений; средства защиты оконных проемов, дверных проемов зданий и сооружений; замки и запирающие устройства.
Правообладатель объекта (территории) или руководитель объекта (территории) несет персональную ответственность за реализацию требований к антитеррористической защищенности объекта (территории).
За совершение террористического акта (то есть совершение взрыва, поджога, иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение ущерба в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения) предусмотрено суровое наказание в соответствии со статьей 205 Уголовного кодекса Российской Федерации, которое предусматривает лишение свободы на срок до 15 лет.
Данный срок будет увеличен до 20 лет если террористический акт совершен группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в результате его совершения наступила смерть человека по неосторожности, причинен значительный имущественный ущерб, наступили иные тяжкие последствия.
Пожизненное лишение свободы грозит виновному лицу если совершенный им террористический акт сопряжен с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ либо повлек умышленное причинение смерти человеку.
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Ответственность за неисполнение требований законодательства к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
Статьей 20.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и объектов (территорий) религиозных организаций.
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий) и формы паспортов безопасности таких объектов (территорий) утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Выполнение таких Требований, в том числе в части разработки паспорта безопасности, является обязательным для органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Нарушение Требований либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению Требований, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ).
Указанная норма не распространяется на нарушение соответствующих Требований в области транспортной безопасности (ст. 11.15.1 КоАП РФ) и топливно-энергетического комплекса (ст. 20.30 КоАП РФ).
Нарушение Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (ч. 2 ст. 20.35 КоАП РФ).
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.35 КоАП РФ, уполномочены должностные лица органов внутренних дел, федеральной безопасности Российской Федерации, а также войск Росгвардии в пределах компетенции.
Административные дела указанной категории рассматриваются мировыми судьями по месту совершения правонарушения.
Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» террористическая деятельность включает в себя не только организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта, подстрекательство к террористическому акту, организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества, организованной группы для реализации террористического акта и участие в такой структуре, но и пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности.
Под публичными призывами следует понимать выражение в устной, письменной форме, с использованием технических средств, обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению террористической деятельности, то есть к совершению преступлений.
Публичное оправдание терроризма выражается в публичном заявлении о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.
За подобные действия предусмотрена уголовная ответственность, предусмотренная ст. 205.2 Уголовного кодекса РФ.
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Досмотровые мероприятия на объектах.
В соответствии с частью 9 статьи 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон) досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение или собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности проводятся уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности.
Согласно части 3 статьи 12.2 Федерального закона в ходе проведения любого вида досмотра осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, почтовых отправлений, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, иных материальных объектов, направленные на обнаружение предметов и веществ, имеющих внешние признаки схожести с оружием, взрывчатыми веществами или другими устройствами, предметами и веществами, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть или которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также на выявление лиц, транспортных средств, для допуска которых в зону транспортной безопасности или ее часть не имеется правовых оснований.
Повторный досмотр проводится при получении субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства, а также при принятии решения о его проведении по результатам наблюдения или собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности.
В ходе дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по распознаванию предметов и веществ, обнаруженных в ходе досмотра или повторного досмотра.
При проведении досмотров используются следующие технические устройства: рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.
Кроме того, досмотры могут осуществляться ручным (контактным) способом, без использования технических средств.
В соответствии с пунктом 58 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности утверждённых приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227, физические лица, имеющие имплантированные аппараты, стимулирующие сердечную деятельность, а также лица с ограниченными возможностями здоровья, при наличии медицинских документов, или информировании ими работников досмотра о противопоказаниях к обследованию таких лиц с применением средств досмотра, досматриваются ручным (контактным) способом.
Необходимо отметить, что лица, отказавшиеся от досмотра, в зону транспортной безопасности не допускаются, а договор перевозки расторгается в одностороннем порядке.
Проход по железнодорожным путям в неустановленных местах предусматривает административную ответственность по ч. 5 ст. 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с 11 августа 2023 года согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 31 июля 2023 года № 400-ФЗ, размер административного штрафа увеличен со 100 до 500 рублей.
Железнодорожные пути, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 января 2022 года № 20 утверждены Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути (далее по тексту - Правила).
Согласно указанным Правилам проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах: пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы, а также другие места, предусмотренные для перехода и обозначенные информационными знаками.
При переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и работниками железнодорожного транспорта.
Проезд гражданина в инвалидной коляске через железнодорожные пути допускается только по пешеходным переходам и обязательно с сопровождающим, а также по мостам и тоннелям, оборудованным специальными устройствами беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения.
Граждане перед переходом через железнодорожные пути по пешеходному настилу должны обеспечить личную зону видимости приближения железнодорожного транспорта и слышимости подаваемых машинистом или другим работником железнодорожного транспорта звуковых сигналов (снять капюшон и наушники), убедиться в отсутствии движущегося железнодорожного подвижного состава.
Соблюдение указанных Правил – это, прежде всего, залог безопасности жизни и здоровья граждан.
«Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Дифференцирована ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС»
Федеральным законом от 11.03.2024 № 43-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
В статью 226.1 УК РФ внесены изменения, согласно которым в части первой указанной статьи устанавливается ответственность за незаконное перемещение стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных). В качестве максимального наказания за указанные деяния предусматривается лишение свободы на срок до пяти лет.
Одновременно статья 226.1 УК РФ дополнена частью 1.1, устанавливающей ответственность за незаконное перемещение сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники. Максимальным наказанием за указанные деяния является лишение свободы на срок от трех до семи лет.
Признается утратившей силу статья 200.2 УК РФ «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий», поскольку постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 № 542 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 № 923» алкогольная и табачная продукция включены в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК РФ, а также отнесены к видам стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая сто тысяч рублей.
Федеральный закон от 11.03.2024 № 43-ФЗ и постановление от 31.03.2022 № 542 вступили в силу с 01.04.2024.